На внутригородской электричке..

Электричка. Ярославль

В середине июня, команда сайта (yatrans.ru) решила изучить и посмотреть на работу внутригородских электричек. Сколько их курсирует? Какие действуют маршруты? Насколько такой вид передвижения является альтернативой общественному городскому транспорту? В какую сумму обойдется такая поездка? Проект под названием «Городская электричка» был запущен в мае 2016 г. На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

О маршрутах..

Электричка.

Сегодня речь пойдет об электричке, сообщением «Александров – Филино». Этот маршрут мы выбрали потому, что он больше всех доступен нам по времени отправления. Маршруты: «Телищево – Данилов» и «Данилов – Телищево» отправляются слишком рано. Однако, прокатиться на них тоже стоит, определенно, в будущем.

Железнодорожный Ярославль

Ст. Ярославль-Главный

В 2014 году мы готовили большой материал на тему «городских» электричек и их предыстории. Эта авторская работа о «Железнодорожном Ярославле» вскоре появится и на нашем сайте. Возможно, власти и северная пригородная пассажирская компания воодушевились данной информацией и решили что-то подобное и схожее воплотить в реальность снова. Как это получилось - напишем в этой статье. И так, отправляемся на электричку!

В нашей столице - Москве, постепенно вводят проект «Московских центральных диаметров» (МЦД), поэтому их можно с этим сопоставить, они очень похожи. Нет ничего проще, чем продлить существующие маршруты пригородного железнодорожного транспорта, казалось бы? А может это и хорошо? Испытаем на себе.

От Полянок до Филино..

Автобус №98. На посадке.. Начальная остановка

Одноименный район (улицу) и другой сегодня связывает обычный городской маршрут общественного транспорта. Маршрутное такси номер 98 охватывает эти две точки. Поездка на ней займет чуть более 35 минут и составит 26 рублей. Но мы, по большей части, любители железнодорожного транспорта, и эту поездку предпочли совершить с особенным, приятным чувством железнодорожной романтики.

Станция Полянки.

Станция Полянки

Станция Полянки расположена на основном железнодорожном ходу Москва - Архангельск. Это Юго-запад Ярославля. Если говорить условно, то она расположена между «Нефтестроем» и посёлком Полянки, а официально находится в составе большого Красноперекопского района. От конечной остановки «ул. Павлова» путь (пешком) до станции составит порядка 400 метров. Это не так много, как может показаться на первый взгляд. Находясь на пешеходном мосту станции, можно увидеть конечную остановку автобусов. Всё это находится рядом.

Остановочный пункт..

Станция Полянки. Вид с пешеходного моста

Полянки - остановочный пункт электричек южного направления. Отсюда можно уехать на Ростов, Александров и обратно в Ярославль. С последним пунктом - забавно, не правда ли? За нечетной горловиной станции железная дорога раздваивается: восточная однопутная ветка ведёт на вокзал «Ярославль-Московский», северные двухпутные (трехпутные) - на вокзал «Ярославль-Главный». Часть электричек, по-прежнему, заходит на «Ярославль-Московский», а часть идёт через платформу «Которосль» до вокзала Ярославль-Главный. К югу от Полянок, но в стороне от основной магистрали (напротив НПЗ), находится станция Новоярославская. Один из путей, ведущих с Полянок на Новоярославскую, пересекает основные линии на Москву по путепроводу (расположен южнее автомобильного путепровода). На станции имеются вокзал с билетной кассой и пешеходный мост.

Важная роль..

Полянки. Зал ожидания

Станция Полянки выполняет очень важную роль в путевом хозяйстве города. На станции десять путей, и бывает, что все они заняты, кроме двух рабочих, которые должны быть постоянно свободны. Её создание в 1951 году было связано с планируемым строительством НПЗ и необходимостью перераспределения грузов. Но и до организации сортировочной станции этот разъезд выполнял свою роль.

Немного из истории..

Станция Полянки

Во время Великой Отечественной войны на разъезде в районе деревни Полянки 288-я Дновская стрелковая дивизия, формировавшаяся под Ярославлем, загружалась в вагоны для отправки на фронт. Сразу после войны рядом (с Перекопской стороны) была построена узкоколейная железная дорога для вывоза «торфушек» (кусков влажного торфа), добываемых на полях перед Забелицами пленными немцами для котельных Красного Перекопа. Название станции дала деревня Полянки. Она не сохранилась, но старожилы «Нефтестроя» помнят несколько частных деревянных домов напротив станции со стороны посёлка «Нефтестрой». Деревня вошла в состав городской черты в 1961 году, дав также название улице Большие Полянки в 1968 году.

Название отражает природный облик местности. Причём, в этих краях полянки имеют обыкновение быстро зарастать лесом. Однако в данном случае этого не происходило, так как полянки эти располагались на торфяниках, неблагоприятных для древесной растительности. Длительное существование однообразного ландшафта и дало название населённому пункту. Отметим, что одно время он назывался посёлком Старые Полянки, так как появились Новые (видимо, с созданием станции). Постройка в этом районе в 60-е - 70-е годы современных кирпичных домов сформировала улицу, название которой явилось продолжением местной топонимии и присвоено ей в 1968 году. Добавим также, что поля (полянки) существовали действительно давно и очень долго. Известно, что в этой местности на полях в XVIII веке отбеливали холсты Ярославской Большой мануфактуры, отчего, кстати, произошло название слободы Забелицы, которая находится рядом. [Ссылка на видео]

Полянки сейчас..

Ст. Полянки. Расписание на опоре КС

Высоких платформ на станции нет. Все они достаточно узкие и низкие. Людям в возрасте это доставляет массу неудобств. Спустившись по пешеходному мосту к первой платформе, мы были крайне удивлены. Первый путь занимал поезд – электролаборатория. Изучая станцию далее, мы обнаружили два здания. На одном виднелась фирменная надпись РЖД - «Станция Полянки», а на другом – «Полянки». Возникли вопросы: где находятся кассы? В каком из них зал ожидания? Интуитивно направляемся во второе здание. На наше удивление ни одной живой души внутри. Совершенно пустой зал ожидания, кассы не работают. И сложилось такое впечатление, что не работают они там уже очень и очень давно, ну да ладно.

Идем искать расписание, оно же должно где-то быть? К нашему очередному удивлению расписание было наклеено на опору контактной сети при помощи обычного канцелярского скотча. Оригинально, и так по-русски, не правда ли? Хотя, главное то – что оно есть, а теперь вернемся к описанию станции.

Платформы, пути, КС..

Остановка

Ее обустройство не замысловато, состоит она из 10-ти путей. Расположение платформ типичное, как и для большинства. Одна платформа боковая, та, что первая. Вторая островная, условно делящая станцию пополам. Переход между ними производится через пешеходный мост. На каждой из платформ имеются скамейки, а на первой – небольшой крохотный павильон, где можно укрыться от дождя. Над несколькими путями со стороны жилого района нет контактной подвески, и на них, как правило, подвозят цистерны с нефтеперерабатывающего завода локомотивами и маневровыми тепловозами. Ток на станции постоянный – 3кВ.

Ко второй платформе..

Электричка на Александров

Пока одни пассажиры ждали «внутригородскую» электричку, другие пригородную - на Александров. Большая их часть находилась на пешеходном мосту и устремилась к платформе только тогда, когда была объявлена посадка и озвучен путь, на который прибывает электропоезд.

Между делом, в процессе ожидания, на второй путь подали технический электропоезд, в голове которого находился электровоз ВЛ80. Данную «сплотку подали» без объявления, однако посадка и высадка пассажиров на нее производилась. На соседних путях стояли грузовые составы с углем и нефтяными цистернами, со вторыми очевидно - все-таки рядом НПЗ. Скучная, на первый взгляд, станция, и «кривая», в силу своей инфраструктуры.

Электропоезд прибывает..

Электричка до Филино

Поскольку мы пришли на станцию задолго до отправления, то изрядно озябли. Ветер на ней пронизывающий - ожидать здесь свой транспорт достаточно не комфортно на столь открытых пространствах. Ожидание закончилось и вот наш электропоезд прибывает ко второй платформе в 16:32, точно по расписанию. На нашу электричку поспешило сесть только трое человек, не считая нас. Короткий перегон «Полянки – Московский вокзал» электропоезд серии ЭД4М проследовал довольно быстро, пока коллектив отогревался в салоне и оплачивал свой проезд.

Сколько стоит?

Билеты до Филино

Во сколько же обойдется такая поездка? - заранее мы не уточняли. В мыслях были лишь примерные представления. Сегодня за полный билет от станции «Полянки» до станции «Филино» придется отдать 56 рублей, учитывая то, что перемещение пассажира происходит строго в границах города. Как и чем обоснована такая цифра? - вопрос оставим для обсуждения.
 

О переименовании вокзала.

Отдельно необходимо сказать о переименовании вокзала. Путаница с названиями в сознании пассажиров была и до того, как сделали очередную - новую. Теперь это – станция «Ярославль». Заканчивайте с этим, уважаемые господа из ОАО «РЖД»! Это не то поле, на котором такие манипуляции можно производить без последствий.

Прибываем на станцию «Ярославль» в 16:38, из окна электрички наблюдаем множество видеокамер, оно и понятно, это одна из крупных станций города. Безопасность пассажиров превыше всего! Стоянка на Московском вокзале составила 12 минут, слегка утомительно. Глядя в противоположное окно можно было видеть, что на соседнем пути стоят вагоны от поезда-экспресса «Чайка», который отправится сегодня в Рыбинск в 17:15. Вместе с тем, на станции производилась и другая маневровая работа, все-таки тип ее – пассажирско-грузовой.

Едем по встречной..

Меняем направление движения - обратно. В сторону вокзала «Ярославль-Главный» отходят две разные соединительные кривые большого радиуса от Московского вокзала. Одна железнодорожная кривая более пологая и мы едем по ней, так скажем, по неправильному пути. Если высказываться языком автомобилистов – едем по встречной.

На этом участке пути (перегон «Московский вокзал – Которосль») по обе стороны установлены шумозащитные экраны. Перейти через пути в данном месте достаточно проблематично. Это сделано в целях безопасности жителей города Ярославля, т.к. в этом месте очень интенсивное движение поездов во всех направлениях. Здесь соединяются два основных направления (перегоны «Полянки – Которосль» и «Московский вокзал – Которосль»). За экранами, от взора проезжающего, скрыт красивый вид на Петропавловский парк и церковь Петра и Павла. Ее можно распознать только по высокому шпилю колокольни.

Интермодальная пересадка..

Интермодальная пересадка

Остановочный пункт - «Которосль». Сверим часы? На них 16:55. Все точно с графиком. Стоит упомянуть, что данная железнодорожная платформа расположена вблизи Большой Фёдоровской улицы и, почти рядом (в двух минутах ходьбы), находится остановка общественного транспорта – «ул. Зеленцовская». Если быть точнее, то понадобится пройти 190 метров до неё, чтобы совершить пересадку на автобусные маршруты №7, №19, №19к и маршрутное такси №87 и №95 (Онлайн здесь). На нашем сайте можно увидеть некоторые дополнительные уточнения в скобках, которые поспособствуют лучшему ориентированию в транспортной среде города, как туристу, так и бывалому горожанину. Такие пересадочные места мы указываем изначально с момента проектирования портала, т.к. охватываем почти все виды транспорта, если хотите - по принципу интермодальности. Удивительно, но на «Которосли» сошел только один пассажир.

Любуемся видами..

Перегон Которосль - Ярославль-Главный

Едем дальше. На перегоне «Которосль – Ярославль-Главный» из окна электропоезда открываются красивые виды на Толбухинский мост, реку Которосль, церковь и колокольню Иоанна Предтечи. Архитектурный необычный стиль сорока пяти метровой колокольни виден издалека. Если сказать больше, два ее нижних яруса – закрыты густой растительностью, а четыре верхних, декорированных затейливыми резными аркадами, возвышаются среди зеленой листвы.

Утомительное ожидание..

Интермодальная пересадка

По маршруту - Ярославль-Главный. Прибываем в 17:04 на далекий, от первой платформы и здания вокзала, путь. По соседству с нами стоят поезда на Иваново и Адлер. Где-то там, за ними, вот-вот отправится пригородный поезд до Рыбинска. Ну, а наша остановка на этом вокзале продлится 12 минут. От начала поездки прошло полчаса, в пути из них - 19 минут, под мерный стук колес.

Следующая остановка – «Депо» и снова вовремя (17:19). Бригада кондукторов постепенно собирается домой. В салоне невольно слышишь их разговоры о том, зачем нужна такая внутригородская электричка. Мол - придумали очередную ерунду. На «Депо», тем временем, сошла пара-тройка пассажиров. Если выйти на данной станции, то можно оказаться в районе остановки "Локомотивное депо". Спустя минуту, отправляемся.

Длинные перегоны.

Отсюда начинаются длинные перегоны. Наш состав едет «с ветерком», огибая район Пятерки. Электричка следует по большому радиусу очередной кривой, меняя направление движения с Северо-Западного на Восточное. Мы едем в абсолютно пустом вагоне. Проезжаем под Добрынинским мостом с его развязками, а по правую руку, параллельно нашей траектории, проходит Республиканский проезд. Через минуту мы уже в районе ЯМЗ и второго большого моста, по которому проходит проспект Октября. Впереди станция «Приволжье». Начинаем притормаживать, прибываем (17:26). [Ссылка на видео]

Красивое название..

Станция Приволжье

У этой станции красивое название – «Приволжье». Пассажирско-грузовая, промежуточная. Всего на ней 6 транзитных путей. От неё отходят подъездные пути: на север к ОАО «Ярославский шинный завод», на запад к ОАО «Автодизель» и ОАО «Промжелдортранс». Об этом и другом вы сможете узнать из нашей будущей статьи про «Железнодорожный Ярославль». Так как эта станция находится также в городской черте, её можно отнести к еще одному транспортно-пересадочному узлу (ТПУ), если хотите.

Пустой салон

Пройдя порядка 560 метров от нее можно оказаться на остановке - «Областная онкологическая больница». Здесь останавливаются автобусные маршруты №5, №6, №7, №9, №11, №22, №23, №32, №42, №60, №93г; троллейбусные маршруты №4, №8; трамвайные маршруты №5, №6, №7; пригородный маршрут №148 и маршрутное такси №46, №47, №51, №80, №83, №90, №91, №95, №96, №97.

Шум раскосов и стоек..

Станция Приволжье

Отправляемся дальше на перегон «Приволжье – Филино» в 17:27. Часть перегона, а это 820 метров, проходит по Ярославскому железнодорожному мосту. Он соединяет Ленинский и Заволжский районы города. Пять больших металлических пролетов состав проследовал с небольшой скоростью, при этом было видно из окна, как ветер гонит рябь по водной поверхности реки. Едем через реку Волга с правого на левый берег под звуки колеблющихся раскосов и стоек (балок) ферм моста и отраженного от них шума электропоезда.

Кривые малого радиуса..

Не прислоняться

Левый берег. Начинаются кривые малого радиуса и красивый обзор окрестностей. Постепенно высота железнодорожной насыпи снижается, и наш электропоезд подъезжает к конечной остановке маршрута (17:33). На станции «Филино» сошло порядка 15 человек. Машинист спешил сдать смену и поезд, ну, а состав остался стоять дальше у платформы.

Коротко о Филино..

На станции не менее 10 транзитных путей. От неё отходит несколько второстепенных линий и веток: к Волге (на бывшую станцию Урочь), в район Ляпино (ТЭЦ, завод силикатных строительных материалов, пристань), в район Резинотехники, на Красный Профинтерн и к ЯЗДА (две последние линии разобраны). Подъездные пути ведут также к, расположенным рядом, заводу № 50 (мостостроительному) и базе железнодорожных войск в Шевелюхе.

Общий вид на станцию Филино

Здесь две высокие боковые пассажирские платформы с навесами для пригородных электропоездов, построенные в 2007 году вместе с надземным пешеходным переходом (мостом). Они расположены у боковых путей и соединены надземным пешеходным переходом (мостом). Существовавшая до этого островная низкая платформа была разобрана. Есть билетная касса и вокзальное здание с восточной стороны.

С поезда на автобус..

Несколько лет около станции Филино работала автобусная станция, обслуживавшая пригородное автобусное сообщение по заволжским окрестностям Ярославля (Диево-Городище, Вятское, Прусово, Толбухино, Красный Профинтерн и др.). В настоящее время эта автостанция находится рядом с торговым центром «Космос» на проспекте Авиаторов, про неё мы упоминали в прошлых статьях. Важно отметить, что у нас на портале указывается информация об этих пересадочных местах.

Общий вид на станцию Филино

Тем временем, сделав несколько фотографий, мы отправились дальше - на Красноборскую, где расположена одноименная остановка городского общественного транспорта. Путь от пешеходного моста станции до остановки занял у нас по времени менее чем 5 минут и составил порядка 380 метров. 380 метров - это то расстояние, которое отделяет тишину и романтику железнодорожных станций от суеты и большого городского автомобильного трафика проспекта Авиаторов. Какой транспорт отправляется от Красноборской можно посмотреть здесь.

Об итогах..

К сожалению, такой вид передвижения не стал популярным среди жителей Ярославля за всё то время, сколько действуют новые маршруты. Они по-прежнему предпочитают добираться с работы и на работу на «маршрутках» и автобусах. Остановить «маршрутку» намного проще и идти до станции не требуется. Да и что там, во многих автобусах к тебе подойдет кондуктор, продаст тебе билет, идти специально в кассу за этим не нужно (чтобы не платить дополнительный сбор или комиссию). Это мелочи, но они, так или иначе, играют роль в выборе совершаемой поездки. Пока нет единой и грамотной политики в ОАО «РЖД» (и ее подразделений) в отношении продаж билетов на станциях и в салонах поездов и электропоездов – у пассажиров не сложится доверительного отношения и это наблюдаемый факт.

Вторым и немаловажным фактором необходимо отметить стоимость такой поездки. Итак, проезд по маршруту «Полянки – Филино», как уже отмечалось ранее, обойдется вам этим летом в 56 рублей. Что в разы дороже, нежели вы воспользуетесь обычным общественным транспортом. UPD: Забегая вперед, отметим, что очередное лето прошло, и решений по тарифам так и нет. Досадно.

Завершая этот обзор, пару слов напоследок. Время в пути составило 60 минут, из них 24 на стоянки (ожидание). Тем, кто никуда не спешит, вероятно, понравится. Безопасно, надежно, без тряски. Иногда прокатиться и почувствовать себя туристом. Долго, но нам понравилось! Пусть данные инициативы не стоят на месте, а развиваются, также красиво, как нам пишут это в интернет-изданиях. Мы ЗА проект «Городская электричка», который, безусловно, направлен на улучшение транспортной ситуации в Ярославле. И в будущем, верим, что Ярославцы по праву получат действительно развитую и удобную транспортную инфраструктуру!

Информация для пассажиров..

Стоимость проезда:
Ст. Полянки - ст. Филино: 56 руб.
Перевозчик: АО «СППК»

О фактическом прогнозе..

Рейс в 16:33
Ст. Полянки = 16:32/16:33
Московский вокзал (Ярославль) = 16:38/16:50
Пл. Которосль = 16:55/16:58
Ярославль-Главный = 17:04/17:16
Пл. Депо = 17:19/17:20
Ст. Приволжье = 17:26/17:27
Пл. Филино = 17:33

От авторов..

Автор(ы) статьи: Team yatrans.ru (Команда Яр. Транспорт)
Напишите нам в комментариях, если вы нашли неточность или хотите поправить нас.

Такой формат представления информации для нас пока нов, возможно, мы продолжим, в дальнейшем, писать такие статьи-отчеты. По большей части - здесь описана позиция/наблюдения автора и команды, некоторые высказывания могут быть – субъективными.

Правообладатели..

Авторы фотографий: Маматов Максим
Запрещается использовать (импортировать/интегрировать) выше опубликованные фотографии и видео материалы на других сайтах, сервисах в сети. В том числе в социальных группах, без согласования с авторами.

Все статьи ⇒

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *